ПРОВЭД для iPhone, iPad и iPod touch ПРОВЭД для Android ПРОВЭД для Windows Phone

Применение в конкретных секторах

Печать
Автор: IT - support  | Создано 26.03.2012 10:52  |  Родительская категория: Справочники  -   |  Категория: Формуляр-образец
 |  Просмотров: 1779

20. В целях разработки секторальных руководящих принципов по унификации были определены следующие сектора или специализированные виды применения:

А Сектор коммерческих сделок: документы, используемые участниками сделки на этапах производства, купли и продажи 

В Сектор платежей: документы, касающиеся банковских требований по обеспечению платежей

С Перевозки и связанные с ними услуги: документы, относящиеся к физическим международным перевозкам товаров, включая страхование

Подразделяются на:

С 1 Экспедиторские услуги и обработка грузов ("Посреднические услуги")

С 2 Перевозки

С 3 Страхование

D Официальный контроль: документы, требуемые правительственными органами для контроля международных товарных потоков

21. В случае каждого из этих секторов использована единая структура представления руководящих принципов: в начале дается краткое определение сектора и соответствующих документарных функций, затем уточняется, существуют ли международные секторальные формуляры-образцы или стандартные бланки, и приводится перечень элементов данных, содержащихся в этих документах, а также указывается, являются ли эти элементы идентичными или схожими с элементами данных ФОООН или же дополнительными в случае данного сектора. В соответствующих случаях элементы данных определяются путем ссылки на Справочник элементов внешнеторговых данных Организации Объединенных Наций (СЭВДООН) с использованием цифровых идентификаторов СЭВДООН (четырехзначные цифровые метки). Кроме того, отражаются любые конкретные соображения, связанные с унификацией, которые должны соблюдаться, а также встреченные проблемы. По мере необходимости и в порядке, согласованном в рамках Группы экспертов № 2 "Процедуры и документация" ЕЭК ООН, высказываются рекомендации по решению проблем.

A. Сектор коммерческих сделок

1. Охватываемые документы

К этому сектору относятся все документы, которыми обмениваются участники международной торговли, начиная с рассылки приглашений на участие в конкурсных торгах, обмена информацией между оферентом (потенциальным продавцом) и лицом, которому делается предложение (потенциальным покупателем), и кончая подписанием контракта. Соответствующие идентифицированные документарные функции в этом секторе, как правило, подразделяются на две группы в зависимости от составителя документа, а именно – покупателя и продавца; договорные документы являются общими для обеих сторон, однако относятся к сфере продажи, поскольку во многих случаях они готовятся продавцом.

Коммерческий счет-фактура не включен в данный сектор, поскольку он не относится к договорной документации, а является последующим требованием произвести платеж на основании исполненного контракта. Коммерческий счет-фактура является важным документом не только с точки зрения его конкретной функции, но также и его роли в рамках других процедур, например процедуры определения таможенной стоимости. По этой причине, а также с учетом его широкого и самостоятельного использования независимо от договорной ситуации, коммерческий счет-фактура является предметом отдельной рекомендации (№ 6), которая приводится только в целях информации ниже, в разделе 2.

Соответствующие документарные функции могут быть классифицированы как относящиеся либо к покупке (запрос, заказ), либо к продаже (оферта/предложение; подтверждение заказа; счет-проформа), либо к обеим областям одновременно (контракт).

2. Существующие международные секторальные формуляры-образцы

Формуляр образец для коммерческих счетов фактур (Рекомендация № 6 ЕЭК ООН/ФАЛ)

Формуляр образец, рекомендованный ЕЭК и согласованный с ФОООН

3. Существующие международные стандартные бланки

Отсутствуют. Однако были разработаны и приводятся в качестве примера в разделе 6 образцы некоторых наиболее широко используемых бланков, согласованных с ФОООН. К ним относятся:

210 Запрос/Запрос о предложении/Запрос оферты

310 Оферта/Предложение

220 Заказ

320 (Подтверждение заказа счет-проформа)

351 Уведомление об отправке

4. Элементы данных 

По практическим соображениям элементы данных в вышеперечисленных документах указывается в трех отдельных колонках: покупка (P) , продажа (S) и контракты (C). Знак "x" указывает на то, что указанный элемент данных обычно требуется в конкретной категории документов; при заключении в скобки он означает, что этот элемент данных может быть указан. Между документами данной категории могут существовать индивидуальные различия; более подробную информацию об использовании и статусе элементов данных см. в разделе 7 Справочника элементов внешнеторговых данных. 




5. Конкретные соображения или проблемы, связанные с унификацией

Заключение контрактов в международной торговле предполагает обмен документами, подготовленными в различных странах, где как в отношении экспорта, так и импорта могут быть приняты национальные основные документы или формуляры-образцы, в которых при сопоставлении унифицированных документов экспортной серии одной страны с унифицированными документами импортной серии другой страны могут быть выявлены различия в компоновке. 

В соответствии с общепринятой практикой, которая также поощряется в рамках ИСО, имя составителя документа указывается в верхнем левом углу соответствующего документа. На первоначальном этапе торговой сделки сторона (потенциальный продавец) обращается к одной или нескольким другим сторонам (потенциальным продавцам) с просьбой сообщить цены. Во многих случаях это делается в виде письма, однако для этой конкретной цели может быть разработан специальный бланк. 

Хотя внедрение системы одного прохода на этом предварительном этапе торговой сделки может оказаться невозможным или даже неоправданным, унификация бланков, связанных с офертами, создает большие выгоды общего характера, такие как упрощение сопоставления тех документов, которые были согласованы с одним и тем же основным образцом.

Однако строгое соблюдение требований ФОООН с включением наименований сторон на этапе, предшествующем заключению контрактов, может привести к нежелательным отклонениям от общепринятых стандартов документации или практики, применяемых в соответствующей стране. Иллюстрацией этого служит замена наименований сторон, таких как "Составитель приглашения на участие в конкурсных торгах", "Оферент" и "Поставщик" в соответствующих местах формуляра-образца.

Поэтому, по-видимому, следует согласиться с тем, что в зависимости от функции документа наименование одной и той же стороны может указываться в различных местах документов, составляемых до заключения контракта либо в виде отдельного документа, либо в виде документа подтверждения заказа. Исключением является наименование грузоотправителя, которое должно всег-да указываться в присвоенном ему формуляре-образце поле.

6. Бланки, упоминаемые в настоящем разделе, примеры которых приводятся в добавлении II

• Формуляр-образец для коммерческих счетов-фактур (Рекомендация № 6 ЕЭК ООН/ФАЛ)

• 210 Запрос/Запрос о предложении/

Запрос оферты

• 310 Оферта/Предложение

• 220 Заказ

• 320 (Подтверждение заказа/счет-проформа)

• 351 Извещение об отправке

В. Сектор платежей

1. Охватываемые документы

К этому сектору относятся документы, которыми обмениваются партнеры в международной торговле и их банки, а также банки в отношении платежей, связанных с коммерческими сделками. Основные документарные функции могут быть разбиты на следующие категории:

- Инструкции (или заявки) клиентов банка, касающиеся платежа, который должен быть произведен: инструкции по банковскому переводу; заявка на банковскую тратту; заявка на банковскую гарантию; платежное требование; заявка на товарный аккредитив; форма представления документов.

- Извещение или информация от банков клиентам или бенефициарам: извещение о платеже инкассо; платеж по товарному аккредитиву, извещения об акцепте или негоциации; товарный аккредитив; банковская гарантия.

Обмен информацией между банками

Следует иметь в виду, что унификация (для включения документов в согласованные серии и завершения использования систем однократной записи) представляет интерес главным образом в отношении тех документов, которые подготавливаются клиентом банка и относятся к определенной отгрузке.

2. Существующие международные секторальные формуляры-образцы

Платежное требование (МТП)

Формуляры-образцы, рекомендованные МТП и согласованные с формуляром-образцом Организации Объединенных Наций.

Заявка на товарный аккредитив (МТП)

Формуляр-образец, рекомендованный МТП и согласованный с формуляром-образцом Организации Объединенных Наций.

Товарный аккредитив (МТП)

Формуляр-образец, рекомендованный МТП и согласованный соответствующим образом с формуляром-образцом Организации Объединенных Наций; следует иметь в виду, что товарные аккредитивы не открываются торговыми партнерами и поэтому они не включены в системы одного прохода.

3. Существующие международные стандартные бланки

Отсутствуют.

4. Включенные элементы данных

(А = Заявка на товарный аккредитив; С = Товарный аккредитив; О = Платежное требование)






5. Конкретные соображения или проблемы, связанные с унификацией

Документы, относящиеся к первой упомянутой выше категории, являются очевидными кандидатами для включения их в системы одного прохода. Несмотря на то что большинство банков использует свои собственные (неунифицированные) бланки для банковских инструкций, торговые партнеры часто разрабатывают унифицированные варианты для своих собственных систем одного прохода, включающих инструкции по их использованию. Однако банки обычно передают эти инструкции своим корреспондентам в виде платежных требований и в отдельных случаях просто передают документ, полученный от клиента, после внесения в него конкретных дополнительных пометок. Это является еще одним аргументом в пользу унификации платежных требований, выставляемых одним банком другому, и введения стандартных бланков, пригодных для включения их в национальные серии унифицированных торговых документов; это основной довод в пользу проекта МТП, связанного с рекомендуемым им использованием формуляров-образцов для этой цели. Аналогичные доводы касаются заявки на товарный аккредитив, для которого МТП уже рекомендовала формуляр-образец.

Только немногие из элементов данных ФОООН требуются для заполнения этих бланков, которые включают значительное число дополнительных элементов данных, касающихся платежа. Это означает, что в большинстве случаев требуется ввод дополнительных элементов данных после первоначального процесса репродуцирования. В значительной степени эти дополнительные элементы данных принимают форму множественных вариантов для пометки.

В ходе согласования некоторых документов, находящихся в обращении между банками, в частности, таких, которые были разработаны на основе унифицированных документов, полученных от клиентов, могут возникать противоречия в компоновке.
По-видимому, было бы логичным строго придерживаться ФОООН, например, при разработке бланков для товарных аккредитивов на основе согласованного бланка заявки на товарный аккредитив.

Это, однако, могло бы привести к тому, что в том месте, где в соответствии с общей практикой банк-эмитент должен был бы напечатать свое собственное название, будет указано имя бенефициара, в связи с чем было выражено беспокойство по поводу того, что это может вызвать неразбериху в отношениях между банками, где преобладает такая общая практика. Кроме того, имя заявителя может появляться и в других местах, в зависимости от того, является ли покупатель также и грузополучателем или нет.

С накоплением практического опыта возможно придется вернуться к рассмотрению этих проблем; пока же составители должны отдавать себе отчет в том, какие последствия данные расхождения могут иметь для унифицированных серий.

6. Бланки, упоминаемые в настоящем разделе, примеры которых приводятся в добавлении II

• Заявка на товарный аккредитив (МТП)

• Товарный аккредитив (МТП)

С. Перевозки и связанные с ними услуги

С.1 Экспедиторские услуги и обработка грузов ("Промежуточные услуги")

1. Охватываемые документы

К этому сектору относятся документы, необходимые для процедур, связанных с транспортными операциями и взаимодействием между торговыми партнерами и перевозчиками, т. е. документы, относящиеся к экспедиторским и транспортно-грузовым операциям в области международной торговли, включая операции на терминалах, на складах и в портах, а также платежи за подобные посреднические услуги. Наиболее важные документарные функции могут быть разбиты на следующие категории:

– инструкции заказчиков экспедиторам: инструкции экспедитору;

– расписки о получении товара: экспедиторский сертификат о получении груза; складская расписка экспедитора; доковая расписка; складская расписка/расписка депо;

– уведомляющие документы: извещение экспедитора агенту импортера; транспортное извещение экспортеру;

– полномочия и инструкции: ордер на выдачу товара; инструкция о транспортной обработке груза; пропуск на товар;

– документы административного характера: счет-фактура экспедитора; документы на портовые сборы.

В отдельных случаях несколько функций охватываются комбинированным документом, например извещением об отправке, выдаваемым грузоотправителем или его агентом перевозчику.

2. Существующие международные секторальные формуляры-образцы

Формуляр-образец для стандартных транспортных инструкций (Рекомендация № 22 ЕЭК ООН)

3. Существующие международные стандартные бланки


Транспортно-экспедиционные инструкции – FFI (ФИАТА)

Типовой бланк, разработанный ФИАТА и согласованный с формуляром-образцом ООН, на одном листе, голубой шрифт на белой бумаге, двухсторонний.

Экспедиторский сертификат о получении груза – FCR (ФИАТА)

Типовой бланк, разработанный ФИАТА и согласованный с формуляром-образцом ООН, на одном листе, черный шрифт на оранжевом фоне, двухсторонний.

Складская расписка экспедитора – FWR (ФИАТА)

Типовой бланк, разработанный ФИАТА и согласованный с формуляром-образцом ООН, формат А3L, в сложенном виде формат А4, черный шрифт на голубом фоне, двухсторонний.

4. Включенные элементы данных




5. Конкретные соображения или проблемы, связанные с унификацией

Экспедиторы грузов часто создают свои собственные унифицированные системы одного прохода, которые могут привести к противоречиям с системами, используемыми их комитентами. Например, экспедиторы иногда разрабатывают транспортно-экспедиторские инструкции в виде репродуцируемых эталонных документов, которые предлагаются комитентам для заполнения, после чего экспедиторы, внеся в них дополнительные элементы данных, используют их в своей собственной системе одного прохода для репродуцирования необходимых документов 

Помимо процедурных аспектов этой практики серьезную проблему может представлять разработка бланков, учитывая тот факт, что обычно ряд экспедиторов занимаются индивидуальным обслуживанием большого числа различных заказчиков. Поэтому экспедиторам было бы целесообразно согласовать единый формуляр, соответствующие характеристики которого могли бы быть отражены в национальном формуляре-образце или эталонном документе.

Аналогичные соображения применимы и к другим документам, используемым для посреднических услуг. Во многих случаях представляется возможным включить эти документы в унифицированные серии, используемые экспортерами и импортерами, и сочетать их функции в комплектах бланков, составные части которых служат различным целям в рамках процедур, касающихся обработки грузов, таможенной очистки грузов в порту, принятия грузов к перевозке и т. д. В большинстве случаев местные условия бывают настолько различными, что любые формуляры-образцы или стандартные бланки необходимо разрабатывать на местной или, возможно, национальной основе.

Указания грузоотправителей эквивалентны транспортно-экспедиторским инструкциям; в тех случаях, когда используются разные бланки, они должны быть согласованы друг с другом.

В ФОООН не предусмотрено места для наименования экспедитора. В некоторых заявках, в которых достаточно указать имя (и местонахождение) экспедитора, оно указывается в нижней части поля, отведенного для грузоотправителя (экспортера). В противном случае может быть использовано место, отведенное с правой стороны для указания адреса, поскольку наименование покупателя не представляет интереса для экспедитора, и поэтому это пространство не используется в транспортно-экспедиторских документах.

В большинстве транспортно-экспедиторских инструкций содержатся указания на различные документы, прилагаемые к инструкции, такие как таможенные декларации, свидетельства о происхождении, коммерческие счета-фактуры, транспортные документы и т. д. Они часто помещаются в нижней левой части поля, отведенного в ФОООН для свободного заполнения; это поле обычно предусматривается в виде таблицы, в колонках которой указываются типы документов, а по горизонтали указываются получатели и количество копий, направляемых каждому из них.

6. Бланки, упоминаемые в настоящем разделе, примеры которых приводятся в добавлении II

• Формуляр-образец для стандартных транспортных инструкций (Рекомендация № 22 ЕЭК ООН/ФАЛ)

• Транспортно-экспедиционные инструкции ФИАТА – FFI (ФИАТА)

• Экспедиторский сертификат о получении груза – FCR (ФИАТА)

• Складская расписка экспедитора – FWR (ФИАТА)

С.2 Перевозки

1. Охватываемые документы

К этому сектору относятся документы, связанные с транспортировкой товаров в рамках внешнеторговых операций; те документы, которые относятся к внутренним перевозкам (автотранспортным перевозкам), а также услугам, связанным с такими перевозками, рассматриваются отдельно. Документарные функции в области транспортировки могут быть разбиты на следующие категории:

• контрактные документы, составляющие договор перевозки или свидетельствующие о нем, такие как универсальные (многоцелевые) транспортные документы, морская накладная (морская линейная накладная, океанская накладная, речная накладная), коносамент, железнодорожная накладная – накладная автодорожной перевозки, авиагрузовая накладная, сопроводительный адрес для почтовых посылок, транспортные документы смешанной перевозки, сквозной коносамент;

• документы о получении, подтверждающие принятие груза к перевозке: штурманская расписка, свидетельство о принятии к перевозке (по внутренним водным путям), дубликат железнодорожной накладной, дубликат накладной автодорожной перевозки; транспортное свидетельство;

• документы, касающиеся содержания грузовых мест, в которых перечисляются товары, содержащиеся в укрупненных грузовых единицах, предъявляемых к перевозке, или в средствах транспорта: грузовой и фрахтовый манифесты, бордеро, контейнерный манифест (упаковочный лист на каждое место);

• документы административного и правового характера: путевой лист; ведомость о сдаче груза, фрахтовый счет; гарантийное письмо;

• уведомляющие документы: подтверждение на фрахтование тоннажа, заявление-требование об отправке, извещение о прибытии, извещение о возникновении препятствий для поставки, извещение о возникновении препятствий для перевозки, извещение о поставке.

2. Существующие международные секторальные формуляры-образцы

Типовой коносамент(Международная палата судоходства) Формуляр-образец, рекомендованный МПС и применяемый для прямого и сквозного коносамента и морских накладных, а также для коносаментов смешанной перевозки (хотя следует отметить, что последний отличается от ФОООН и не может использоваться в системах одного прохода грузоотправителей).

Типовые грузовые и фрахтовые манифесты (Международная палата судоходства) Формуляры-образцы, рекомендованные МПС, формат ISO A3L, применяемые для грузовых и фрахтовых манифестов, включающие площадь изображения и формуляр Декларации о грузе ИМО (формат ISO А4) и частично согласованные с типовым коносаментом.

3. Существующие международные стандартные бланки

Международная железнодорожная накладная (Конвенция МГК)

Обязательная форма, согласованная с ФОООН.

Международная автодорожная накладная (Конвенция КДПГ)

Рекомендованная форма, согласованная с ФОООН.

Единая авиагрузовая накладная (ИАТА)

Обязательная форма, принятая ИАТА, согласованная с ФОООН.

Сопроводительный адрес для почтовых посылок (Всемирная почтовая конвенция)

Обязательная форма, установленная Всемирной почтовой конвенцией, согласованная с ФОООН, формат ИСО а5L.

Оборотный коносамент смешанной перевозки (ФИАТА FBL)

Стандартная форма, установленная ФИАТА и согласованная с ФОООН, отпечатанная черным шрифтом на голубом фоне, двухсторонняя.

Необоротный коносамент/необоротная накладная смешанной перевозки ФИАТА (ФИАТА FWB)

Стандартная форма, установленная ФИАТА и согласованная с ФОООН.

Транспортный сертификат экспедитора (ФИАТА FCT)

Стандартная форма, установленная ФИАТА и согласованная с ФОООН.

Весовой сертификат грузоотправителя для смешанной перевозки (ФИАТА SIC)

Стандартная форма, установленная ФИАТА и согласованная с ФОООН.

4. Включенные элементы данных

4.1 Идентичные элементам данных ФОООН




5. Конкретные соображения или проблемы, связанные с унификацией

Среди транспортных документов коносамент является первым документом, согласованным с ФОООН; типовой коносамент МПС был введен в 1963 году, одновременно с первым формуляром-образцом ЕЭК. Типовой коносамент был разработан с целью обеспечения возможности включения бланков коносаментов в систему одного прохода, используемого комитентами/грузоотправителями. Проблемы возникают главным образом в тех случаях, когда судоходные компании допускают отклонения от крайне точной спецификации печати, содержащейся в рекомендации МПС.

Тем не менее обращает на себя внимание тот факт, что вариант рекомендации МПС 1978 года содержит формуляр-образец для "Коносамента смешанной перевозки", применение которого приводит к возникновению проблем при использовании систем, базирующихся на данных комитента, из-за того что относительно большие поля отведены для реквизитов "Место принятия груза" и "Место поставки" в том месте, которое в большинстве унифицированных серий используется для других целей.

Транспортные документы включают в себя относительно мало элементов данных ФОООН, но содержат значительное число дополнительных элементов данных, большинство из которых относятся к калькуляции фрахтовых расходов. Однако практика калькуляции стоимости фрахта на документе существенным образом затрудняет рационализацию этих документов, поскольку методы калькуляции различаются в зависимости от вида транспорта. 

(Данная проблема главным образом касается документов для воздушных, железнодорожных и автодорожных перевозок, поскольку в морских перевозках эта практика в основном исчезла, и калькуляция стоимости фрахта и расчеты за него производятся на отдельных документах.)

Возможности включения транспортных документов, за исключением тех, которые относятся к морскому транспорту, в системы одного прохода ограничиваются существованием сложных международных стандартных бланков, представляющих собой комплекты бланков, которые не могут быть разделены на заключительной стадии их заполнения.

Отдельные конкретные проблемы, которые могут возникнуть при разработке бланков, были выявлены при согласовании транспортных документов с ФОООН. Одним из примеров может служить коносамент, в котором поле для подробных данных, касающихся транспортировки, расположено ниже поля аналогичных данных ФОООН, поскольку верхняя четвертая часть ФОООН отводится для данных о внутренней наземной перевозке. Вместо того чтобы оставить в рамке пустое место, в типовом коносаменте в поле "Адрес уведомления" не проведена черта снизу. Это не было сделано главным образом по эстетическим соображениям, хотя грузоотправители, которые не пользуются системами одного прохода, основанными на эталонном документе, очевидно, могли бы воспользоваться "дополнительным" пространством для расширения поля "Адрес уведомления".

Расположение полей данных, касающихся транспортировки, может быть различным в зависимости от вида транспорта. Коносамент содержит элементы данных, необходимых для определения ответственности в соответствии с условиями перевозки, такие как порты погрузки и выгрузки, название судна и т. д. В авианакладных указываются аэропорты отправления и назначения, номера рейсов и даты и т. д. В результате этого проблема унификации транспортных документов не имеет общего решения, которое позволило бы составлять эти документы на основе эталонного документа. Это имеет последствия также для документов в других секторах, где требуются данные, относящиеся к перевозке. Данная проблема, однако, должна быть решена до того, как будет введен универсальный транспортный документ, и варианты возможного ее решения в настоящее время изучаются и проверяются посредством практического применения в некоторых странах.

6. Бланки, упоминаемые в настоящем разделе, примеры которых приводятся в добавлении II

• Типовой коносамент (Международная плата судоходства)

• Международная железнодорожная накладная (Конвенция МГК)

• Международная автодорожная накладная (Конвенция КДПГ)

• Единая авиагрузовая накладная (ИАТА)

• Оборотный коносамент смешанной перевозки ФИАТА (FBL ФИАТА)

• Необоротная накладная смешанной перевозки ФИАТА (FWB ФИАТА)

• Транспортный сертификат экспедитора (FCT ФИАТА)

• Весовой сертификат грузоотправителя для смешанной перевозки (SIC ФИАТА)

C.3 Страхование

1. Охватываемые документы

К этому сектору относятся документы, необходимые для страхования товаров в рамках внешнеторговых операций, включая выплату страховых премий. Основные документарные функции могут быть разбиты на следующие категории:

Соглашения о страховании: договор о страховании; страховой полис; страховой сертификат;

Уведомляющие документы: уведомление о страховании; ковернот; и

Документы административного характера: уведомление о страховой премии, счет-фактура страховщика.

Наиболее важным из них является страховой сертификат, представляющий собой документ, выдаваемый страхователю и удостоверяющий факт осуществления страхования и выдачи страхового полиса. Такой сертификат используется прежде всего в тех случаях, когда товары застрахованы на условиях генерального или открытого полиса; он, как правило, не имеет юридической силы в суде без самого полиса. Страховой сертификат широко используется для экономии времени и трудозатрат; его часто составляет сам страхователь с согласия страховщика, и, как правило, сертификат имеет юридическую силу даже без заверяющей подписи страховщика.

2. Существующие международные секторальные формуляры-образцы

Отсутствуют.

3. Существующие международные стандартные бланки

Отсутствуют.


4. Включенные элементы данных

4.1 Идентичные элементам данных ФОООН




5. Конкретные соображения или проблемы, связанные с унификацией

Как правило, но не всегда, грузоотправитель/экспортер является страхователем; поэтому в соответствии с существующей практикой в поле "Грузоотправитель/экспортер" ФОООН следует указывать более общий термин "Страхователь".

Номер, обычно присваиваемый страховым сертификатам, должен указываться под поле "Ссылки" формуляра-образца.

Для указания касающихся транспортировки данных, требуемых страхователем, в соответствии с формуляром-образцом в бланке должно быть отведено поле "Сведения о транспортировке". Они охватывают следующие данные: средства перевозки, дата отправки и дата начала ответственности страхователя, перегрузка, место погрузки и место доставки. Если предусматривается дополнительная разбивка этого поля, то компоновка должна основываться на соответствующем транспортном документе, например типовом коносаменте МПС.

"Застрахованная стоимость" должна предпочтительно указываться в нижней части поля, отведенного для "Условий" в ФОООН, а именно – в зоне L 23/24, Р 45-80. Если "Застрахованную стоимость" требуется также указать прописью, то она может быть проставлена непосредственно над цифрами стоимости. Однако по желанию "Застрахованная стоимость" может быть указана в нижней части поля, отведенного для описания груза.

Что касается данных поля "Маркировка", то желательно указывать вид укрупненной грузовой единицы и упаковку, поскольку эти данные могут потребоваться для целей страхования. Они должны быть размещены в соответствии с ФОООН.

Помимо "Веса брутто" в некоторых случаях необходимо знать объем застрахованного груза, особенно в случае жидкостей (например, вина). 

При использовании соответствующих единиц измерения (литры, м3 и т. д.) эти сведения могут быть указаны в поле "Вес брутто".

Большинство применяемых в настоящее время страховых сертификатов содержат информацию об "Условиях страхования", "Агенте в месте назначения" и "Диспашере". Для указания этих сведений и других данных в формуляре-образце отведено поле свободного использования.

Что касается "Условий страхования", то должна быть дана только краткая ссылка на общие условия контракта, в соответствии с которым выдается сертификат, или сформулированы конкретные условия, касающиеся данной сделки. С учетом этого воспроизводить в сертификате все условия страхового полиса не обязательно.

Два указателя адреса "Агент в месте назначения" и "Диспашер" могут размещаться либо один над другим, либо один за другим, в зависимости от требуемой площади для указания условий страхования или в зависимости от необходимости указывать другие сведения.

Место, отведенное в формуляре-образце ООН для полей "Грузополучатель" или "Адрес уведомления", может быть использовано либо для указания этих сведений, если они требуются, либо для указания имени бенефициара страхования, если им не является страхователь. Оно может быть озаглавлено "Другие конкретные данные".

6. Бланки, упоминаемые в настоящем разделе, примеры которых приводятся в добавлении II

• Страховой полис

D. Сектор официального контроля

1. Охватываемые документы

К этому сектору относятся документы, необходимые для контроля товаров в рамках внешнеторговых операций, осуществляемого различными официальными органами в экспортирующих, импортирующих и транзитных странах. Осуществление контроля необходимо в целях, которые могут быть сгруппированы следующим образом:

• Сбор таможенных пошлин и налогов, обеспечение поступлений: экспортной декларации товаров, таможенные декларации товаров для личного потребления, складирование, транзит и т. д.; единые административные документы; грузовая декларация; декларация стоимости товара; таможенная фактура; декларация для налога на добавленную стоимость и т. д.; транзитное гарантийное свидетельство;

• Количественные ограничения по экспорту и импорту: заявка на выдачу экспортной или импортной лицензии; экспортные и импортные лицензии;

• Контроль и ограничения, касающиеся обмена валюты: декларация для валютного контроля; заявка на квотирование иностранной валюты; валютное разрешение;

• Санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль: фитосанитарные, санитарные и ветеринарные свидетельства и заявки на выдачу таких свидетельств;

• Контроль за качеством товаров и соответствием товаров стандартам: контроль за товарами и акты осмотра и заявки на выдачу таких актов; сертификаты, подтверждающие региональные наименования;

• Предоставление преференциального режима для товаров определенного происхождения: сертификаты о происхождении и заявки на выдачу таких сертификатов; сертификат ВСП; декларация о происхождении;

• Ограничения, вводимые с целью обеспечения общественной безопасности, охраны культурного наследия и т. д.: декларация об опасных грузах;

• Сбор статистических данных о внешней торговле: статистические документы по экспорту и импорту.

В некоторых странах по-прежнему требуются консульские фактуры; в некоторых случаях утверждается, что они относятся к одной из вышеупомянутых категорий документов.

2. Существующие международные секторальные формуляры-образцы

Декларация товаров для внутреннего потребления (Киотская конвенция) Формуляр образец, разработанный Советом таможенного сотрудничества и содержащийся в добавлении к приложению В1 к Киотской конвенции.

Экспортная декларация товаров (Киотская конвенция) Формуляр-образец, разработанный Советом таможенного сотрудничества и содержащийся в добавлении к приложению С1 к Киотской конвенции.

Декларация на транзитные грузы (Киотская конвенция) Формуляр-образец, разработанный Советом таможенного сотрудничества и содержащийся в добавлении к приложению Е1 к Киотской конвенции; он содержится также в добавлении к приложению I к Конвенции Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 1980 год).

Фитосанитарное свидетельство (Конвенция по защите растений) Типовой бланк, установленный в Международной конвенции по защите растений (Париж, 1951 год).

Свидетельство о происхождении (Киотская конвенция) Формуляр-образец, разработанный Советом таможенного сотрудничества и содержащийся в добавлении к приложению D2 к Киотской конвенции.

Декларация об опасных грузах (Рекомендация № 11 ЕЭК ООН/ФАЛ) Рекомендованный ЕЭК формуляр-образец, согласованный с ФОООН.

3. Существующие международные стандартные бланки

Грузовая декларация (Конвенция ИМО/ФАЛ) Типовой бланк, рекомендованный ИМО для применения в соответствии со стандартом 2.3 Конвенции ИМО по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 1965 год).

Сертификат ВСП (ЮНКТАД) Обязательный бланк, установленный в рамках Всеобщей системы преференций ЮНКТАД, черный шрифт на плотной (гильошированной) бумаге, двухсторонний, комплекты из двух экземпляров, соединенных поверху сложенным пополам корешком с перфорированной линией отрыва.

Единый административный документ (SAD) Документ, используемый в рамках Европейского союза для экспортных, импортных и транзитных процедур

4. Включенные элементы данных

(Э/И = экспортные и импортные данные; Тр = данные о транзите; Пр = сертификаты о происхождении; ВСП = сертификаты ВСП; ФАО = фитосанитарные свидетельства; ИМО = грузовые декларации ИМО)




5. Конкретные соображения или проблемы, связанные с унификацией

Компетентные органы часто требуют подавать заявки на выдачу лицензий и сертификатов. Иногда лицензии и сертификаты выдаются просто путем наложения резолюции на заявку, которая затем выполняет роль официальной лицензии или сертификата. В других случаях компетентный орган выдает отдельный официальный документ на основе данных, содержащихся в заявке. Заявка или один экземпляр бланка заявки, выполняющей двойную функцию, всегда остается у компетентного органа и подшивается им к делам. 

Значительная экономия времени и расходов может быть обеспечена в том случае, если компетентный орган готов принимать и подписывать отдельные бланки лицензий и сертификатов, заполняемых заявителем.

С учетом того что требуются по меньшей мере два экземпляра, а также при условии согласования бланков заявок и бланков лицензий/сертификатов, использование отдельных бланков для заявки и для лицензии/сертификата создает несомненные преимущества. Во первых, статус официального документа повышается, если он именуется "лицензией" или "сертификатом", а не "заявкой на …".

Во-вторых, в бланке заявки отведено место для официального текста заявки, а также для данных, предназначенных для использования компетентным органом при ее рассмотрении; было бы нецелесообразным указывать эти данные также и в официальном документе. Освободившееся таким образом в официальном документе место может быть использовано для других целей, например для официального засвидетельствования, в результате чего оно будет совпадать с соответствующим местом в бланке заявки.

6. Бланки, упоминаемые в настоящем разделе, примеры которых приводятся в добавлении II

• Декларация об опасных грузах (Рекомендация № 11 ЕЭК ООН/ФАЛ)

• Декларация товаров для внутреннего потребления (Киотская конвенция)

• Экспортная декларация товаров (Киотская конвенция)

• Декларация на транзитные грузы (Киотская конвенция)

• Свидетельство о происхождении (Киотская конвенция)

• Сертификат ВСП (ЮНКТАД)

• Единый административный документ (SAD)

Почтовый адрес: 190121, гор. Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова 126

Телефон/факс: +7 (812) 380-95-65 e-mail: office@proved-partner.ru

© 2013 ПРОВЭД.РФ Все права защищены

© 2013 Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-50513 от 04.07.2012, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Все права на авторские материалы, размещенные на сайте «ПРОВЭД», защищены и охраняются законом Российской Федерации. При полном или частичном использовании аналитики, интервью или новостей «ПРОВЭД» активная гиперссылка на главную страницу http://провэд.рф/ обязательна. Использование иллюстраций возможно только с письменного согласия редакции.

«ПРОВЭД» публикует новости таможни, ВЭД, материалы о событиях в стране, мире и регионе в сфере экономики, бизнеса, финансов. Освещает проблемы взаимоотношений бизнеса и таможни, развития ВТО, Таможенного союза и ЕВРАЗЭС. На сайте - защита прав участников ВЭД, последние изменения таможенного законодательства, справочная информация, формы документов, аналитика и консультации профессионалов, информация по обучению специалистов таможенного дела.